• manager@umix-buch.ru
  • Санкт-Петербург, Краснопутиловская, 69 А-А, офис 718

Добровольная ликвидация

  • Cрок ликвидации ООО : 90-110 дней
  • * Cтоимость 35 000 руб . - включены все расходы (подготовка всех необходимых документов, подача/получение в ИФНС, публикация в «Вестнике государственной регистрации и проч.) за исключением пошлин и нотариата
  • Дополнительные ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ платежи: - Нотариус от 5000 руб. (зависит от нотариуса); - Госпошлина 800 руб.


Установить временные рамки ликвидационной процедуры дает возможность единственная определенная законом точка – фигурирующий в Гражданском Кодексе (ст.63) 2-месячный срок на предъявление требований кредиторов. Итоговый срок ликвидации может затянуться до полугода. Однако для добровольной ликвидации максимальные сроки не установлены и полностью зависят от длительности составления и подачи документации в регистрирующие органы и получения извещений, решения кадровых вопросов, а также расчетов с кредиторами, однако на регламенте процедуры добровольной ликвидации ООО указанные процедурный нюансы в результате не отражаются.

Пошаговая инструкция к добровольной ликвидации ООО:

Закрытие организации по решению ее учредителей осуществляется в несколько этапов.

Ликвидировать организацию можно только после принятия единогласного решения

Решение о ликвидации сопровождается протоколом общего собрания учредителей, которые должны присутствовать в полном составе (либо единоличным решением единственного участника ), документ составляется в простой письменной форме.

1) ФНС уведомляется о предстоящей ликвидации

В налоговую необходимо предоставить:

  • решение о добровольной ликвидации организации, утверждении ликвидационной комиссии и назначении ее председателя;
  • заверенная у нотариуса форма Р15001(официальное извещение о ликвидации).

Со дня подачи вышеперечисленных документов в налоговую, процедуру ликвидации можно считать начатой, о чем делается запись в ЕГРЮЛ. По этому поводу не требуется уведомлять фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), поскольку это берет на себя ИФНС.

2) Создание ликвидационной комиссии

На собрании по утверждению решения о ликвидации обсуждается и утверждается состав и кандидатура председателя

3) Размещение извещения в «Вестнике государственной регистрации»

Публичное оглашение о прекращении существования ООО нацелено на обнаружение потенциальных кредиторов. Закрытие хозяйствующего субъекта с непогашенными задолженностями запрещено по закону. Сообщить об этом в «Вестник госрегистрации» следует обязательно. Для публикации по адресу СМИ-источника необходимо отослать следующую документацию:

  • Заявку в 2-ух экземплярах;
  • Копию решения собрания учредителей о ликвидации, выборе ликвидационной комиссии и ее главы;
  • Копию квитанции об оплате сообщения;
  • Сопроводительное письмо в 2-ух экземплярах.

Оповещение кредиторов и других заинтересованных персон

Уведомления могут быть в письменной форме. Письма можно отправлять заказной почтой с уведомлением и вручением под роспись. Подтверждения получения кредиторами подобных уведомлений обязательны.

4) Проверка налоговой инспекции

Инспекторы могут прибыть до формирования промежуточного баланса. Однако для «чистых» организаций, которые оформляют процедуру в строгом соответствии установленным законом порядком процедуры ликвидации ООО, визит налоговиков не застанет врасплох. К этому периоду времени уже должны быть выполнены сверки расчетов с фондами и непосредственно с налоговой инспекцией. Проверяющие интересуются бухгалтерской и налоговой отчетностью, а также выявляют нарушения. В случае, когда перед бюджетом есть задолженности, ликвидацию провести не разрешат.

5) Составление промежуточного баланса

Эта процедура занимает примерно 2 месяца после публикации в СМИ сообщения о предстоящей ликвидации. В уведомлении описывается имущественное положение предприятия до расчетов с кредиторами. Об утверждении ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса) налоговая инспекция извещается по форме P15001.

6) Рассмотрение запросов кредиторов и расчет по обязательствам

Каждая претензия, которая была заявлена в 2-месячный период после публикации в СМИ, подлежит удовлетворению. Формируется реестр кредиторов с учетом их очередности, и только после утверждения ПЛБ с ними начинаются расчеты.

7) Инвентаризация и формирование ликвидационного баланса

Данные процедуры считаются заключительными и начинаются вслед за погашением всех задолженностей организации. Указанная в ликвидационном балансе информация дает представление о состоянии ООО после погашения всех долгов. Оформляется в виде обыкновенного бухгалтерского баланса и передается в налоговую инспекцию с такими документами:

  1. решением об его ратификации учредителями;
  2. заверенным у нотариуса заявлением (форма Р16001);
  3. квитанцией на оплату госпошлины.

Данные ПФР о состоянии расчетов по страховым взносам на момент аннулирования ООО ИФНС получает самостоятельно.

8) Получение извещения о внесении записи о ликвидации в ЕГРЮЛ

С этого момента предприятие считается несуществующим, и выполнять те или иные операции от его имени противозаконно.

9) Закрытие расчетных счетов

Расчетные счета допустимо оставить до последнего, выполняя расчеты с кредиторами или продавая имущество предприятия по решению учредителей. Для их закрытия кроме заявления необходимо предоставить извещение из налоговой инспекции об исключении организации из ЕГРЮЛ. О закрытии счетов важно известить налоговую инспекцию.

10) Раздел оставшегося имущества организации между учредителями

По завершении всех вышеуказанных этапов ликвидационная комиссия делит оставшееся имущество между учредителями согласно их долям. Решение сопровождается внутренним документом, который не подлежит передаче в регистрирующие органы. В архиве сохраняется его копия.

11) Передача документов в архив

Первоначально речь идет о кадровой документации. После ликвидации предприятия у ее бывших сотрудников обязана сохраниться возможность восстановления информации об их трудовой деятельности. Могут появиться вопросы у регистрирующих органов или внебюджетных фондов. Порядок добровольной ликвидации организации предполагает передачу в архив всех документов по финансовой и хозяйственной части.

Важно! Налоговая и бухгалтерская отчетность предоставляется буквально до момента получения сообщения об исключении ООО из ЕГРЮЛ.

Вышеприведенная процедура добровольной ликвидации предприятия может использоваться лишь в том случае, если организация располагает средствами для погашения задолженностей, а ее имущество возмещает сумму обязательств.

Причины, по которым выполняется добровольная ликвидация предприятия

Большая часть ООО ведут свою деятельность «до последнего» в надежде наладить дела либо выйти из бизнеса с минимальными потерями. К основным причинам добровольной ликвидации организации можно отнести следующие:

  • Нерентабельность продолжения хозяйственной деятельности. Бизнес, который приносит мало прибыли и одни проблемы, вынуждает потерять к себе интерес учредителей.
  • Материальные трудности и сложность восполнения активов. Это может произойти вследствие экономического кризиса и неграмотного управления.
  • Нарушения в процессе деятельности, отчетности, которые чреваты крупными штрафами. Пока этот момент не наступил, предприятие можно тихо закрыть.
  • Многие предприниматели хотят сохранить деловую репутацию, поэтому, чтобы избежать разглашения секретной информации и нежелательных моментов, они решаются закрыть ООО, и открыть новую, начав работу с чистого листа. При этом наименование и вид деятельности можно оставить прежними.
  • Потеря бухгалтерской документации. В определенных случаях легче ликвидировать компанию, чем восстанавливать ее документы.
  • Желание создать новую организацию, для которой прежняя окажется балластом.

Любая из этих причин позволяет ликвидировать ООО без особых затрат, при условии наличия возможности расчета с кредиторами, фондами и налоговой инспекцией в полном объеме. Под положения о добровольной ликвидации предприятие попадает лишь в случае беспроблемного выполнения всех имеющихся обязательств.

Автоматическая ликвидация организации с нулевым балансом

Все вышеперечисленные стадии проходит только юридическое лицо, которое активно занимается хозяйственной деятельностью вплоть до принятия решения о закрытии.

Однако существуют так называемые простаивающие компании. Ими признаются юридические лица, которые в течение года не сдали ни одного обязательного отчета и прекратившие движение хотя бы по одному из открытых расчетных счетов. Для организаций такого типа Законом №129-ФЗ (п.1.ст.21.1) предусмотрено закрытие в автоматическом режиме. Подавать документацию в регистрирующий орган для этого не требуется – налоговая инспекция самостоятельно примет все необходимые меры по аннулированию записи в ЕГРЮЛ.

Что касается никогда не работавших, но зарегистрированных предприятий, то в их отношении действует упрощенная процедура автоматического закрытия компании с нулевым балансом. Под такое определение попадают организации, не осуществлявшие ни одной операции со дня регистрации, но вовремя сдававшие всю отчетность. В эту же категорию попадают и компании, продолжительное время не заключавшие договоров, не выплачивающие жалованье, не ведущие коммерческую и производственную деятельность и не располагающие кредитными и прочими обязательствами. Под длительным периодом времени подразумевается период больше 1 года. Для них процедура аналогична вышеприведенной:

  • Принятие решения о закрытии,
  • Извещение налоговой инспекции,
  • Публикация извещения в «Вестнике»,
  • 2 месяца на ожидание запросов,
  • Налоговая проверка,
  • Промежуточный и ликвидационный баланс,
  • Получение извещения об исключении из ЕГРЮЛ.

Готовы помочь в любой ситуации!

Наши Сотрудники